Мультимедиа

Слово “мультимедиа” (лат. Multum+Medium — “несколько материалов”) было впервые использовано в 1965 году при описании Exploding Plastic Inevitable — шоу, объединявшего рок-музыку, световые эффекты, кино и нетрадиционные графические произведения.

Позже этим термином стали обозначать крупные презентации, составленные из разных изображений и звуковой дорожки. Как правило, для их демонстрации использовалось несколько аналоговых проекторов.

В 90-х годах, с появлением доступных цифровых технологий, под термином “мультимедиа” стали понимать объединение в едином продукте разных форм представления информации: текста, статических иллюстраций, звуковых и видеофрагментов, анимации с навигационными (т.е. связующими) компонентами. Мультимедиа в данном случае обозначает не объединение носителей (одно из значений слова “media”) информации, а объединение именно нескольких ее форм.

Для мультимедийных продуктов существует несколько классификаций. Рассматривают линейные и нелинейные мультимедиа-продукты. В линейных продуктах демонстрация идет по заранее созданному сценарию, пользователь может перемещаться только вперед или назад; в нелинейных пользователь управляет отображением.

Различают мультимедийные продукты по форме хранения и использования: хранимые (в виде файла или набора файлов) на локальном носителе и потоковые — показываемые по мере получения данных по каналам связи.

Среди наиболее часто упоминающихся примеров таких продуктов можно привести:

1. Системы создания и показа презентаций — демонстрационных роликов. Самый частый способ логической организации таких программ и самих презентаций — это создание и показ отдельных кадров — слайдов, с указанием способа их замены. Презентацию может сопровождать звуковая дорожка. Как следует из названия, такой вид мультимедиа-продуктов чаще всего применяется для сопровождения разного рода публичных выступлений.

2. Компьютерные игры. Этот вид продуктов хорошо знаком практически всем пользователям персональных компьютеров. Стоит отметить, что именно этот вид продуктов является одним из основных движущих факторов всего направления.

3. Гипермедиа-продукты. Как правило, так называют замкнутые продукты, родственные презентациям, но добавляющие к содержимому элементы управления содержанием и его отображением, в частности — гипертекст.

4. Мультимедиа-продукты, предназначенные для работы в условиях глобальной сети Интернет. Такие продукты ориентируются на взаимодействие с серверами для обмена данными и на передачу данных в потоковом режиме.

Мультимедийные продукты — высокоэффективное средство иллюстрирования и представления информации в самых разных областях: в научной, коммерческой, учебной деятельности. Применение таких продуктов позволяет значительно увеличить сферу применения вычислительной техники, сделать программные продукты доступными для потребителя.

Примеры программных средств

Microsoft PowerPoint, Adobe Flash, OpenOffice.org Impress