Социальная информатика и информационная безопасность

Сравнительно недавно в содержание общеобразовательного курса информатики вошла социальная тематика, ключевыми понятиями которой являются информационные ресурсы, информационное общество, информационное право. Проблемы информационной безопасности связаны с социальной информатикой, поскольку деятельность в информационной сфере становится все более массовой и ее безопасность приобретает общественное значение. Особенно острой проблема информационной безопасности становится в связи с расширением использования телекоммуникационных компьютерных систем в государственной, военной, производственной, научной сфере и других видах общественной деятельности.

Методические рекомендации

Тема социальной информатики все в большей степени проникает в содержание школьного курса “Информатика и ИКТ”. Актуальность этой темы связана с процессом информатизации всех сторон современной жизни, с влиянием этого процесса на общественную и личную жизнь людей.

В разделе целей изучения информатики в образовательном стандарте как для основной школы, так и для полной средней школы отмечается воспитательная составляющая, которая заключается в формировании ответственного отношения учащихся к информации с учетом правовых и этических норм информационной деятельности. С этим связана необходимость формирования базовых знаний по вопросам информационного права, законодательства в области информационной деятельности.

Тематика информационного общества, национальных информационных ресурсов связывает информатику с другими школьными дисциплинами: обществознанием, экономикой, способствуя, таким образом, системности знаний учащихся.

Существующий стандарт обучения по информатике не содержит отдельного раздела, посвященного информационной безопасности. Некоторые вопросы рассматриваются в курсе основной школы: создание резервных копий, краткие сведения о вирусах (другие виды вредоносного кода в стандарте не упоминаются), о применении антивирусных программ и их обновлении.

С ростом значимости мер информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях представляется целесообразным в старшей школе изучить практические вопросы применения персональных межсетевых экранов, средств борьбы с рекламными программами и программами сбора информации. Одной из возможных форм организации такого углубленного изучения является элективный курс, посвященный вопросам информационной безопасности.

Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.

Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие «социальная информатика» было предложено А.В.Соколовым и А.И.Манкевичем в 1971 году.

Один из основоположников социальной информатики, академик А.Д.Урсул, рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:

1. уровень — теоретико-методологический ( основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе);
2. уровень — средний ( социальный `срез` экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации);
3. уровень — эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).

Социальная информатика играет методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической , правовой , психологической , социологической информатики и других.

В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так , например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий.

В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого комплекса учебных дисциплин.

Цели:

— создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;
— формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;
— методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Информационная безопасность — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере.

В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека).

Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью.

Также важным аспектом информационной безопасности является определение и классификация возможных угроз безопасности.

Информационные ресурсы

Информационное общество

Информационное право

Доктрина информационной безопасности РФ

Информационная безопасность

Распространенные атаки

Межсетевые экраны

Нежелательная почтовая корреспонденция

Вредоносный программный код

Средства борьбы с вредоносным программным кодом

Регламентация доступа к данным

Шифры

Сертификаты и доверие

Резервирование